Меня уже мало чем можно удивить в области нападок на феминизм. То мы фашистки, которые уже вот вот заложат первый кирпич в постройке концлагерей для мужчин, то мы семьи разрушаем, то абортироваться женщин заставляем... Сначала мне было очень смешно, а теперь совсем нет. Я молчу про то, что при поиске информации для написания хоть одного маленького поста об известной феминистке (не важно, это Анжелина Джоли, Джей Ло, Бейонсе или Шакира), источники приходится чистить от всякого шлака (как минимум насмешек, как максимум - от хейта и грубого перевирания фактов). Про скрепы общества, фейковые новости и очернения самого движения я вообще предпочитаю молчать. Почему никто не считает ненормальным тот факт, что размещая посты и заметки о краже девочек, сексуальном рабстве, рогипноле, проституции, изнасиловании большинство не троллей, а психически здоровых "людей" на полном серьёзе оставляют комментарии подобного содержания: "Вам бы только мужиков похейтить", "Да эти жертвы даже невдувабельны, как их могли изнасиловать? Радовалась бы!" ну и тд и тп. Первый скриншот, который прикреплён к моей сегодняшней заметке - это не специальный поиск. Я просто с утра открыла вкладку Яндекс браузера. И у меня возник немой вопрос: "Зачем? Кто страдает вот этим вот маразмом?" Феминисток отправляют в шахты, ссылаясь на некое альтернативное понимание равноправия. Но женщины уже там! В шахтах! Немного истории. В ХІХ веке женщины и дети нередко работали в шахтах по 12 и более часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность корзины с углём, в других - тянуть за собой вагонетку груженую углем, которая привязывалась к талии с помощью цепи. Дети нередко тянули вагонетки наравне со взрослыми или же открывали затворку, чтобы вагонетки могли проехать. Сара Гудер, восьмилетняя девочка, открывавшая дверь вагонеткам, так описывала свою работу, "Я не устаю, но там где я сижу нет света, и мне страшно. Если рядом есть свет, иногда я пою, но только не в темноте. Тогда я не смею петь. Мне не нравится находится в шахте." Отношение владельцев шахт, например в Англии, к своим работницам было не просто жестоким - оно было бесчеловечным. Так Бетти Харрис, тридцатисемилетняя шахтерка, поделилась своей историей: "Я тяну вагонетки, работаю с 6 утра до 6 вечера. В полдень беру часовой перерыв на обед, ем хлеб с маслом, спиртного в рот не беру. У меня двое детей, но они ещё слишком малы для работы. Когда я была в положении, то всё равно работала. Знавала я одну женщину, которая ушла домой с работы, вымылась, легла в постель, родила ребёночка, а меньше чем через неделю вернулась в шахту… Я опоясываюсь, пропускаю цепь между ног и ползу на четвереньках. Дорога идет в гору, приходится держаться за веревку, а если её нет, то уж за всё, что под руку подвернется… Там, где я работаю, очень влажно, иногда вода затапливает тоннель, доходя мне до бёдер… Моя одежда всё время мокрая, но я в жизни никогда не лежала больная… Бывает, что я так устаю, что падаю спать, как только вернусь домой вечером, ещё не успев помыться. Иногда у меня кожа слезает из-за цепи, но хуже всего цепь мешает во время беременности. Мой муженёк не раз бил меня, если я работала недостаточно сноровисто (семейные пары часто работали вместе, и мужья нагружали углем вагонетки, которые потом тащили их жены)… Шахтёры часто вольничают с женщинам, таскающими уголь, а те рожают от них ублюдков". В 1842 году в шахтах работали 2 350 женщин, одна треть из них в Ланкашире. Но в 1842 году работа женщин под землей была законодательно запрещена. Кроме того, владельцы шахт больше не имели права нанимать на работу детей младше десяти лет. А десятью годами ранее, в 1833 году, были определены часы работы для несовершеннолетних - дети младше 13 лет не могли работать больше 8 часов в день, подростки до 18 лет - 12 часов в день. Кроме того, детям запрещено было работать по ночам. Тем не менее, законодательство можно было обойти с помощью хитрости - в некоторых случаях родители прибавляли своим детям пару лет, чтобы они могли работать дольше и зарабатывать больше. После 1842 года, женщины и девочки работали на поверхности, занимаясь, в основном, сортировкой угля. Их называли pit brow lasses. Давайте же взглянем на наши реалии. Мы так много слышим о безграничном уважении к женщинам в дореволюционной России. Про то, что мужчины обязаны были вставать, когда в комнату входит дама (неслыханный труд), и что единственная обязанность женщины было образование, вышивание крестиком и удачно выйти замуж. Короче, хорошо жили у нас женщины, не выдумывайте, феминистки. А вот вы пришли и разрушили этот рай. Давайте посмотрим здраво, какой же "рай такой мы разрушили". Учитывая то, что в середине ХІХ века более 82% населения являлись крестьянами, именно их мы и рассмотрим (сословная структура населения Российской Империи в середине XIX века прикреплена к посту). Тяжелейший труд от зари до зари, несмотря на почти постоянную беременность, отношение семьи и мужа, как к рабочей скотине, жестокость и побои вплоть до изуверств - вот она реальная картина "рая". Отмечается, что к 14 годам девица "теряла свою красоту из-за замужества, постоянных родов и тяжёлой работы" и редко доживала до 30. Жена должна была терпеть всё, возможности получить развод не было, до смерти (пусть и насильственной). Церковь считала, что развод противоречит Евангелию и поэтому его невозможно и не нужно допускать. Жизнь русской женщины отметил в конце XVIII века И. Георги: "Они весьма пекутся о чистоте в доме, прядут на самопрялках и на пряслице, ткут холстину и сермяжные сукна на станках... белят, валяют, красят, вяжут кружева... для утиральников и повязок, делают войлоки, стряпают кушанье, пекут хлебы, смотрят за домашнею живностию и вообще больше всех других европейских поселянок упражнены, можно сказать, до излишества, ибо сверх работ своих во весь почти год отправляют на дому и в поле те же работы, что и мужчины, выключая немногих". В описании Кашинского уезда Тверской губернии мы находим перечень именно женских работ: "Женщины чрез зиму прядут, кормят мелкую скотину и мужчинам в присмотре за крупною помогают. С марта по июнь ткут холсты и сукна, вышивают гарусом ширинки и платки, в огородах копают, садят овощи и помогают мужчинам в чищении лугов. В июне возят навоз и оный разбивают. В июле ходят на сенокос, лён полют, потом выбирают и рожь жать начинают. В августе продолжают жнитво, выбирают и стелят лён, овец стригут. В сентябре дожинают хлеб, огородные овощи убирают, мнут и треплют лён. В октябре и ноябре пособляют молотить". А вдовы ещё и пашут, и боронят, и сеют. Да и в некоторых районах в обработке земли участвуют и все женщины (в Ржевском уезде, например, "женщины в озимую пашню боронят"). А в Вышневолоцком уезде в "несемьянистых хозяйствах женщины и косят, а иногда пашут". И так на Руси было многие столетия. Над женщиной безнаказанно мог издеваться и барин, и муж. С середины XIX века не смолкали голоса, требовавшие изменить российское законодательство о браке и разводе. С требованием допустить развод выступили не развратники, а мировые судьи с целью предотвратить "бытовые преступления". Мнение мирового судьи Я. Лудмера, чья статья в "Юридическом вестнике" получила широкий отклик и ни одного опровержения. "Ни одно судебное учреждение не может в пределах нашего законодательства оградить женщину от дурного и жестокого обращения с нею... И только тогда, когда "терпеть нет уже моченьки", когда уже на ней, как говорится, нет ни одного живого места, она, избитая и изможденная, нередко с вырванной мужем косой в руках, плетется к мировому судье в надежде, что он защитит её если не формально, то хоть своим авторитетом". К Я. Лудмеру обращались женщины, чьи мужья зверски их избивали, но единственное, что мог сделать мировой судья, приговорить супруга к нескольким дням ареста. Но после такого ареста муж, как правило, ещё сильнее избивал свою жену. Лудмер приводит случай с женщиной, которую муж-сифилитик избивал со словами: "Иссушу тебя, буду сушить, пока в землю не вколочу, из моей власти не выбьешься …" . Как отмечал Н. Лазовский, "волостные суды иногда отказываются от разбирательства самых очевидных дел, руководствуясь тем патриархальным принципом, что "муж считается старшим над женой и имеет право её наказывать" и что "муж даром бить свою жену не станет, а если бьёт, значит, она того стоит". Другая причина отказов в разбирательстве жалоб жены заключается в том, что волостные суды разделяют преобладающий в народе взгляд на жену как на животную рабочую силу, поступающую в собственность мужа, как на рабу, вещь; поэтому и наказанием мужа за жестокое обращение с женой приноравливается так, чтобы не слишком унизить его в глазах жены, а также не повредить его экономическим интересам. Уже в те времена остро ощущалась потребность в принятии закона, с помощью которого было бы возможным наказать домашнего агрессора. Тема домашнего насилия и бытового убийства не была редкостью. Почему же сейчас распространяются заведомо ложные слухи о законе, прикрываясь разрушением "традиционных семейных ценностей" и "традиционной семьи"? О каких ценностях идёт речь? Быть изувеченной, избитой, изнасилованной, убитой - разве это ценность? Вернёмся к шахтам. В дореволюционной России женский и детский труд в шахтах применялся повсеместно. Брали их, как правило, на те работы, от которых отказывались мужчины: оплата была очень низкой, а труд очень тяжёлым. Но даже в случае, если мужчина и женщина выполняли одну и ту же работу, труд женщины оплачивался значительно ниже чем труд мужчины. Существовали законы, запрещавшие или ограничивавшие применение женского труда в ряде профессий, вредных для женского организма. Согласно 952 статье Горного Устава женщины и дети не допускались к подземным и ночным работам. Во время первой мировой войны в связи с острой нехваткой рабочей силы официально было разрешено применение на подземных работах женского и детского труда. "На основании статьи 87 Основных Гос Законов (Св. Зак., т.I, ч.1, изд. 1906 г.) временно, впредь до окончания военных действий, в изменение и дополнение подлежащих узаконений, постановить: К ночным и подземным работам на каменноугольных копях Европейской России допускаются лица женского пола, а также малолетние рабочие, не достигшие пятнадцатилетнего возраста". В Октябрьскую революцию 1917 года все эти законы потеряли силу. Начавшаяся индустриализация страны потребовала огромного количества рабочих и речь шла уже не об ограничении женского труда, а о его расширении. В 1931 году был опубликован специальный "список профессий и должностей, на которых применение женского труда должно быть разрешено". В дальнейшем этот список был признан недостаточным и в 1938 году был опубликован более гибкий "Список работ, к которым допускаются женщины". Во время ВОВ всякие списки своё значение потеряли. Несмотря на существование известной Конвенции, принятой МОТ и устанавливающей ряд производств, в которых женский труд не должен применяться, женщины в СССР стали привлекаться на все производства и на все работы без всякого исключения. ВОВ - подземными рабочими работало уже 245 000 женщин, составлявших 86% шахтерских коллективов. Движение "Девушки, в забой!" возникло стихийно, внезапно и массово. В сентябре 1943 года, в первые дни освобождения Донбасса, начался подземный подвиг женщин. В Горловке одной из первых была девятнадцатилетняя Мария Гришутина. 4 октября 1943 года по шахтам была разослана не подлежащая оглашению Директива Наркома угольной промышленности СССР В. В. Вахрушева о внедрении женского труда в угольной промышленности. "Перевести всех мужчин, подлежащих замене женщинами на работы в забой и на прохождение выработок. На освободившиеся места направить женщин". Конец 1943 года - на восстановлении шахт работало 194 000 человек, из них уже более 90% составляли женщины! Работая по пояс в воде, женщины: откачивали из подземных выработок воду, расчищали дворы взорванных шахт от завалов, восстанавливали шахтные стволы (колодцы), подступы (штреки) к угольным пластам, готовили очистные забои к работе, наконец, создавали женские ударные бригады забойщиц. Они добывали уголь, необходимый для фронта. В январе 1944 года шахтерки всенародно дают клятву: "Каждый день выполнять 2 нормы: за себя и за воюющего или погибшего". С февраля СССР привыкает к женским рекордам. А воины-артиллеристы прикрепили портрет знаменитой горнячки Гришутиной на щит пушки, стрелявшей в мае 1945 года по Рейхстагу. На 39 шахтах Карагандинского угольного бассейна в годы войны трудилось 43 000 человек, из них более 12 000 - женщины, причем больше половины их работало непосредственно на угледобывающих участках. В 1947 году женщины и девушки составляли примерно 60% "личного состава" шахт. И они, работая вручную (первый комбайн появился в 1951 году): отбойный молоток, врубовая машина, лопата - достигли довоенного уровня производительности труда. А в 1950 году - и довоенного объема добычи угля. Именно в связи с достижением довоенного уровня производительности труда и был учрежден в 1947 году День шахтера. И мы имеем полное моральное право заявить, что во многом День шахтера нам заработали наши женщины. Объем добычи угля в Донбассе в 1940 году составил 76,2 млн тонн (и это при значительной механизации труда); в 1950 году - 78 млн тонн (именно в это время на подземных работах, в забоях было больше женщин, чем мужчин). И трудились, подчеркиваем, женщины вручную - без комбайнов и комплексов. С 1943 по 1947 год на подземных работах в шахтах Донбасса работало до 80 % женщин. Всего на подземных работах в военные и послевоенные годы работали от 200 000 до 250 000 женщин. Медалью "За восстановление угольных шахт Донбасса" награждено 46 300 человек, из них больше половины - женщины. В 1957 году вышло постановление Совмина СССР и ВЦСПС "О мерах по замене женского труда на подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений". На протяжении 1958 года на поверхность было выведено 40590 женщин, а на 1 января 1960 года под землей ещё оставалось работать 50 885. Окончательно с подземных работ женщины были выведены в 1966 году. В 2000 году был утвержден "Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин". "Шахтер"- одна из этих работ. Но говорить о том, что женщины окончательно и бесповоротно "ушли на поверхность" невозможно. В подземном производстве сохранился ряд типично "женских" специальностей - стволовые поверхности, машинисты маркшейдеров. На женских плечах держится все производство на многочисленных обогатительных фабриках. Конечно же, эти специальности менее оплачиваемые, чем "мужские"... И всё же: В США существует общенациональная организация женщин, работающих в горнодобывающей промышленности Women In Mining (WIM). Одна из её целей - борьба за право женщинам работать в шахте. Организация НЕ ограничена только женщинами. И немного о "женской работе". Совсем немного и совсем поверхностно. Дробильщиками камней в Индии в 90% работают женщины и дети от 6 до 16 лет. Они дробят камни топором или молотком и получают копейки. Рабочие на макиладорас (заводы по сборке) в Мексике - женщины, так как мужчины не выдерживают слишком тяжёлого труда и считают зарплату очень маленькой. Рабочие на рыбных заводах России в основном - женщины. Мужчины опять же уходят из-за того, что им слишком тяжело. "Кто вам мешает работать?" Список запрещённых профессий, неравная оплата труда, стеклянный потолок, сексуальные домогательства на рабочих местах... Нет? Не слышали? И даже это женщинам не мешает работать. "Почему феминистки не хотят работать в шахтах?" Они там работают. Зато встречный вопрос - почему мужчины не хотят работать в шахтах, на рыбных заводах, в каменоломнях, на макиладорас (и т.д.)? Почему, прикрываясь понятием равенства можно нести всякую чушь? Наста Хазке #Феминистки_в_творчестве #женщины_в_шахтах #дискриминация #традиционная_семья #домашнее_насилие #законпротивдомашнегонасилия #янебоюсьсказать